Одним из наиболее часто задаваемых вопросов и, соответственно, одной из проблем при заказе памятника является выбор фотографии.
Первоначально стоит определиться, в каком варианте фото будет размещено на памятнике: медальон (фотомедальон) или портрет. Рассмотрим специфику исполнения обоих вариантов.
Медальоны изготавливаются отдельно от памятника на таких материалах как металл, керамогранит, стекло, фарфор. Изображение на медальоне редко превышает исходное изображение на фото в 10 раз. Обычно его приходится «растягивать» пропорционально в 3-4 раза. А значит, не так сильно видны погрешности исходного фото. Ретушь сводится к минимуму (если только фото не повреждено или не нужно устранять какие-либо иные дефекты, менять одежду, прическу, делать из черно-белого изображения цветное и т.п.). Изображение наносится на заготовку по принципу фотопечати (похоже на распечатку документа на принтере). Значит и требования к фото будут не такими жесткими.
Портрет выбивается на камне, из которого изготавливается обелиск. В отличие от практически однородных поверхностей медальонов, натуральный камень имеет вкрапления различных руд. Это значит, что рядом находящиеся участки камня могут отличаться по жесткости (там, где мягче, выбьется сильнее) и по цвету (более светлые вкрапления могут давать блики при различном освещении).
Кроме того, при нанесении портрета на камень изображение с исходного фото может увеличиваться в 10 и более раз, а значит при «растягивании» фото все детали, плохо заметные на некачественном мелком фото станут видны при укрупнении и просто «смажут» картинку. Не будет резкости и четкости. И сколько бы ретушист ни старался, прорисовать их практически невозможно. Слишком сильная «дорисовка» черт лица (там, где они должны быть, но их не видно из-за плохого качества фото) может привести к неузнаваемости портрета. Если же не «дорисовывать», портрет получится размытый и безликий.
Есть еще нюанс в исполнении портрета на камне: портрет выбивается только портретной машинкой, только художником или машинкой с последующей доработкой художником.
В первом случае достигается наибольшая идентичность портрета исходному фото. Но если фото некачественное и ретушист ничего сам не «дорисовывал» (чтобы не изменить черты лица), портрет может быть размазанным и нечетким. Идеально подходит для фотографий высокого качества.
Во втором случае почти все зависит от мастерства художника. Но при прочих равных ему, конечно, намного легче работать с качественным исходным фото, чем пытаться уловить черты лица НЕЗНАКОМОГО ему человека. Поэтому очень часто заказчиков просят принести для художника несколько фотографий, желательно при разном освещении и с разным разворотом головы. Такой способ является наиболее затратным по времени как для художника, так и для Вас – многочисленные согласования, доработки и т.д., но единственно возможным в случае с фотографиями, о которых говорят «НИКАКИЕ».
Наиболее предпочтителен в случае с не очень качественными, но не совсем «безнадежными» фотографиями способ гравировки портрета на камне, при котором отретушированный на компьютере потрет наносится портретной машинкой, а затем художник дорабатывает его вручную.
А теперь перейдем непосредственно к выбору фотографии на памятник, нашим советам и пожеланиям:
- отдайте предпочтение не групповым фотографиям, а фото с одним человеком, желательно сделанным в фотоателье на профессиональную фотокамеру. Чаще всего из прочих вариантов выбираются фото, заказанные для паспорта;
- если нет профессиональных фотографий, выберете фотографии, сделанные цифровой камерой, а не «мыльницей» (в них качество самого фото будет получше), и будет вообще замечательно, если у Вас осталось это фото на цифровом носителе, чтобы ретушисту не пришлось «терять» качество, сканируя его;
- определитесь с необходимостью ретуши (замена одежды, прически, для медальонов еще и создание цветного изображения из черно-белого – здесь нужно продумать цвет волос, глаз, кожи, одежды, фон вокруг изображения);
- для семейных (двойных) памятников решите, будет ли 1 общий медальон с двумя изображениями или это 2 отдельных медальона, а для портретов – будут ли они располагаться строго над надписями или «сидеть» рядом по центру памятника, подберите фотографии так, чтобы они либо смотрели прямо, либо друг на друга согласно расположению захоронений, иначе придется делать зеркальное отображение;
- если рядом уже есть захоронение кого-либо из родственников, решите, необходимо ли поворачивать лицо (взгляд) с исходной фотографии так, чтобы портрет «смотрел» в сторону уже существующего памятника (делать ли зеркальное отображение – только учтите, что выражение лица может поменяться из-за асимметрии: пробора на волосах, родинки, иных отличительных несимметричных черт).
- если все-таки не получилось найти хоть какую-то приличного качества фотографию, у Вас все равно есть 3 варианта на выбор:
- отказаться от изображения вообще,
- обратиться в фотоателье за услугой увеличения и/или ретуши, чтобы наглядно увидеть результат и решить, устроит ли Вас такое качество (если да – можете смело заказывать медальон с этой отретушированной фотографии),
- если результат ретуши Вас не устроил, но Вы все-таки хотите, чтобы на памятнике было фото, закажите гравировку портрета на камне с последующей доработкой художником и, возможно, этим способом удастся получить нечто похожее на то, что Вы хотели бы увидеть.
Из всего сказанного выше, можно сделать весьма однозначный вывод – ищите хорошие, качественные фотографии. Во всех прочих случаях даже самые лучшие ретушисты и художники играют в рулетку – будет похоже или нет, а Вы поставите себя перед выбором – соглашаться на результат их трудов или все переделывать, тратя на это время и деньги (заполировывать, переделывать медальон или вообще менять камень, поскольку отверстие под медальоном уже не заполируется без ущерба для внешнего вида памятника.
Есть еще 1 правило, о котором иногда забывают в погоне за качеством фотографии – на ней должно быть лицо, которое Вам будет приятно видеть: не красивый наряд, не прическа, а выражение лица, которое будет Вас «встречать» каждый Ваш приход на кладбище.