Случилось как-то мне услышать в адрес производителей памятников весьма гневную (скорее даже обвинительную) речь одной женщины преклонного возраста. Ее христианские (по ее собственному заявлению, конфессию, к сожалению, не удалось уточнить) чувства были задеты тем, что на памятниках выбивают портреты усопших. Было приведено множество цитат из Библии, свидетельствующих (опять же по ее мнению) о том, что портреты на камне противоречат христианству, запрещены им и вообще являются идолопоклонством.
Сказать, что этот вопрос меня заинтересовал, – ничего не сказать. Перекопав гору статей в интернете и вооружившись первоисточником (поскольку отношусь к православным христианам, то и Библия была соответствующая, и как следствие доводы и выводы мои касаются только православия, но искренне надеюсь, что и католики в этом вопросе будут солидарны).
Что же мне удалось выяснить:
1) Действительно, в Ветхом завете есть такие слова: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, …» (Ис. 20:4-5)
2) Оказывается, из-за почитания икон как изображений Бога православная церковь уже давно обвиняется в идолопоклонстве. И первенство среди обвинителей отдают сектам типа т.н. «Свидетелей Иеговы». Православная церковь объясняет такие нападки банальной подменой понятий «религиозное изображение» и «идол».
3) В современном русском языке (Викисловарь) слова «идол» и «кумир» – это синонимы, обозначающие изваяние (то есть скульптурное изображение, статую) языческого божества. Но первоначально идолами назывались именно сами языческие боги, а поскольку христианство отрицает существование других богов (сюда же относится и обожествления природных явлений, животных и т.п.), то со временем слово «идол» стало обозначать не самих языческих богов, а их изображения (истуканы, статуи), и именно о таких изображениях идет речь в Библии. То есть, если грубо перевести, указанная выше цитата из Библии звучит так: «не делай никакого изображения (статуи) языческого бога и изображения каких-либо природных явлений (в качестве божеств); не поклоняйся им и не служи им, …»
Идолопоклонство – это поклонение идолу как религиозный культ; оно осуждается в христианстве как подмена поклонению истинному Богу.
4) В восточноевропейской православной традиции издревле было принято устанавливать на могиле крест с иконкой, которая была призвана увековечить душу умершего. И хотя портрет на памятнике (в то время это был овальный медальон со вставленной фотографией) появился еще до прихода советской власти, широкое распространение портрет на надгробных обелисках получил именно тогда. И на этом основании делаются выводы о том, что раз портрет «пришел» от советской власти, значит, он противоречит церкви и увековечивает не душу, а тело усопшего.
Мои личные выводы по данному вопросу:
– Так уж устроены люди, что большинство из нас – визуалы (наилучшее восприятие информации и ее обработка происходят посредством зрительных образов). Нам так легче, удобнее и понятнее, особенно тогда, когда речь идет о вещах, которых в данный момент времени и пространства нам нельзя потрогать, понюхать и услышать.
– Православие не запрещает изображать не только Бога, но и простых людей (будь то картина, фотография или портрет на памятнике). Главное – чтобы верующие поклонялись не самим этим предметам, а Богу.
А Вы видели когда-нибудь человека, молящегося на кладбище, обращенного взглядом к портрету, выбитому на памятнике? Но он ведь молится не памятнику и не умершему человеку, он молится о нем, о его душе! А фотография/ медальон/ портрет на могиле (как собственно, и в домашнем семейном фотоальбоме) является просто-напросто напоминанием об усопшем, своеобразным воскрешением его образа в памяти каждого, кто будет навещать его могилу (как если бы человек просматривал фотоальбом и вспоминал о близком, но уже ушедшем в иной мир человеке).
Памятник (и все, что на нем изображено) – лишь способ, средство (1 из множества) увековечить память о близком человеке.
ВОПРОС. После замены креста памятником осталась фотография. Что с ней делать ?
Если фотография – это медальон или табличка с фото, которые были закреплены на могильном кресте, то чаще всего их “замуровывают” под памятник при установке. Если просто бумажная фотография в рамке – рамку можно выбросить (скорее всего она минимум за год нахождения под открытым небом пришла в негодность), а с фото поступить так же, как с медальоном. Если установка памятника уже произошла, возможно, у вас получится в цветнике прикопать фото/медальон. Или хотя бы рядом с захоронением, если сама могила уже забетонирована полностью (например, при благоустройстве могилы плиткой). Никаких специальных требований мне не встречалось, просто домой вы фото не понесете, а выбрасывать в мусор фото близкого человека – тоже, согласитесь, неочень хороший вариант. Поэтому чаще всего поступают именно так, как указано выше.
Конечно же, можно. Вы же хотите, приходя к ней на могилу, видеть знакомое лицо. И раз уж Вы ставите памятник, то изображение выбирайте по согласию с близкими.