Согласитесь, очень часто можно услышать фразу о том, что ритуальный бизнес – это нажива на людском горе. Так ли это? От чего зависит ответ? Давайте разбираться.
Конечно, люди приходят в фирму, занимающуюся ритуалом, не от счастья и радости. Каждый несет свою боль и скорбь. У кого-то они на поверхности и каждое упоминание об ушедшем близком вызывает слезы. У других – глубоко внутри, запрятано за сдержанностью и самообладанием. Но в любом случае эта боль, это горе – они есть.
Люди собираются купить венок или заказать памятник, а сами все время думают о том, а понравились бы их покупки (заказы) умершему. И здесь появляется продавец (консультант, приемщик заказов и т.п.) ритуального магазина (бюро, агентства). Что он скажет? Что посоветует?
То, что подороже – скажете Вы. И будете отчасти правы. Такой вариант встречается весьма часто. Но согласитесь, что не всегда. Бывают действительно квалифицированные и, главное, участливые продавцы. Если Вы стеснены в средствах или просто не готовы (не считаете нужным, т.к. на данный момент есть более важные расходы) потратить большую, чем рассчитывали, сумму, эти люди не отвернутся от Вас. Они подскажут и подберут менее дорогостоящий вариант за счет материалов или их размеров, чтобы уложиться в отведенную Вами сумму.
Один из вариантов безусловного доверия клиенту (расчет на его добросовестность и, соответственно, увеличение рисков фирмы ради уменьшения, а зачастую и вообще полной отмены рисков клиента) – отсутствие каких либо авансов или предоплаты. Оплата только по факту, только после исполнения договора. Не верите, что такое возможно – обращайтесь в ООО “Елена”.
Вот почему так часто люди заказывают памятники или приобретают иные ритуальные предметы далеко не всегда там, где дешевле или ближе к дому, а чаще там, где им посоветовали знакомые. Люди делятся впечатлениями (даже скорее ощущениями) о том, где с ними хорошо пообщались во время заказа, выслушали, не принуждали прямо сейчас что-то заказать. Консультировали, даже зная, что человек пока ничего заказывать-покупать не будет. И люди возвращаются к таким продавцам и советуют их знакомым.
Так о какой наживе тогда может идти речь? Если две стороны помогают друг другу – это помощь, даже взаимопомощь. Продавец получает прибыль (ни для кого не секрет, что коммерческие организации для этого и создаются), а покупатель – удовлетворение своей потребности. Главное, чтобы средство (деньги) не были для каждой из сторон самоцелью. Продавец, работающий только ради денег и плюющий на покупателя, может рассчитывать на быстрое получение прибыли, но будет ли оно долгим. Встречается и другая крайность, когда покупатель хочет заплатить мало, а получить много.
Люди, работающие в ритуальном бизнесе, не волшебники. У всего есть своя цена (денег, сил, времени, знаний и опыта). Человек может установить памятник самостоятельно, ему никто эту установку не навязывает. Но если покупатель взвесит все «за» и «против» (оценит свои навыки, умения, знания, опыт, физические возможности, запас времени на закупку материалов и инструментов для установки, транспортировку и собственно саму установку), то скорее всего он придет к выводу, что цена, предложенная продавцом за эту услугу, не только не завышена, но еще и дороже обошлась бы самому человеку.
И все бы ничего, если бы не еще одно НО. Продавец хороший, цена хорошая. Все довольны, пока не приняли результат. Заказчик хотел не так, продавец не так понял и т.д. Разочарование. Что делать? Кто виноват?
Знаете, что говорят, когда люди разводятся? Что виноваты оба, т.к. отношения – это то, что делают два человека. Здесь чаще всего та же картина. Заказчик сам до конца не знал, чего он хочет и ожидает и просто хотел, чтобы это бремя поскорее сняли с его плеч. Продавец пытался объяснить на пальцах, что вот это вот с этим не очень-то сочетается, но сами знаете, желание клиента – закон. Все еще больше отягощается, если заказ не был согласован со всеми родственниками и друзьями. У них всегда есть особое мнение.
А бывает и так, что продавец наобещал золотые горы, а сам построил «каменную горку» и содрал втридорога. Или покупатель сознательно не сообщил продавцу какие-то особенности, влияющие на установку и, соответственно, на ее цену (например, уклон, сильное затопление части места захоронения во время дождей или весной – требуют подсыпки большим объемом песка, необходимость демонтажа старого креста или памятника и т.п.), а потом возмущается, что продавец просит доплатить сверх договора.
Вариантов много и все не рассмотришь и не предскажешь. Покупателю стоит помнить лишь одно: чтобы не обвинять кого-то в наживе, а взаимодействовать на выгодных для обеих сторон условиях, помогая друг другу решать свои проблемы и удовлетворять потребности, стоит сначала спросить себя: лично я все сделал честно? Все сообщил? Готов был заплатить нужную сумму или хотел попрепираться, чтобы в итоге мне сбросили еще, хотя на самом деле меня все устраивало?
Как всегда почти все зависит от человеческого фактора.
В заключение хотелось бы обратить внимание вот на что. Когда кто-то Вам скажет, что «ритуальщики» наживаются на людском горе, спросите его, а что он думает о врачах? Отсутствие здоровья, болезни – тоже горе. О тех, кто сдает жилье в аренду – отсутствие собственного жилья тоже горе. О таксистах, везущих Вас в канун нового года втридорога (о горе, Вы не можете сесть за руль, т.к. веселы и счастливы, а они на работе – так у кого тогда тут горе?)… Можно продолжать до бесконечности.
Нажива – когда одному хорошо, а другому из-за этого стало плохо. Когда же все довольны результатом – это помощь. Взаимопомощь!